Полозова Т.Д.
|
|
Чтение подрастающего поколения – одна из вечных педагогических проблем, крайне обострившаяся и осложнившаяся в современной социокультурной ситуации. «Книги – окна в жизнь» – гласит народная мудрость. «Если этих окон нет, душа живущая в доме, темна». А если окна мутные, добавим мы, грязные, искажают все видимое через них, то человек теряет проверенные временем нравственные, эстетические ориентиры, не приобретает верных оценок видимого. Он становится незащищенным, легко поддается тому, что услужливо преподносят СМИ, ситуация, молва. Очевиден спад интереса к чтению, особенно классической литературы. Это явление – международное. Оно свойственно и нашей стране. Исследования конца 80–90-х гг. ушедшего XX в. говорят о тревожной тенденции – возрастающей динамике роста нечитателей, «читателей по необходимости: для отметки в аттестате». Растет вторичная неграмотность. Международная Комиссия по культуре и образованию ЮНЕСКО утверждает: «...неграмотность опасна для здоровья, угрожает жизни». Международное общество исследователей детского чтения активизирует работу по проекту «Поглощенный компьютерами читатель – потерянный читатель». А у нас обсуждаются учебные планы, в которых: нет литературы, истории в части непременных дисциплин средней школы; обосновывается ненужность внеклассного чтения как органической части учебно-воспитательного процесса. 9 окт. 1999 г. «Новые известия» опубликовали радостную статью: «Ликбез окончен!» Ее автор провозглашает: «...каждый пятый выпускник американской школы не может прочесть даже... свой аттестат! И нам пора извиниться перед детьми за то, что мы их всех учим читать». Никто из библиотекарей, педагогов не выступил против этого отнюдь не безобидного для культуры демарша. Сегодня вопрос о социальной, педагогической ценности чтения актуален как никогда. Речь – о творческом чтении, приобщении растущего человека к высокому искусству как источнику человечности, духовности, нравственности. О чтении – самовоспитании, самообразовании. О чтении как об организации душевной, духовной, нравственной гармонии. О чтении по личной потребности общения и постижения того высокого искусства, которое утверждает идеалы добропорядочности, чести, высокой личной ответственности в этом сложном мире. О чтении как личном поиске истины, как о труде и радости открытия. К этой эстетической деятельности эпиграфом могло бы стать такое высказывание Г.А. Плеханова: «Если бы Бог в одной руке держал всё знание, а в другой движение к нему, то я бы сказал: Творец, возьми себе всеведение, а мне смертному оставь познание истины, её открытие». При творческом чтении произведений подлинного искусства читатель переживает иллюзию самооткрытия истины, что доставляет радость, стимулирует стремление к повторному аналогичному переживанию. Творческий читатель подобен исполнителю-музыканту, играющему по нотам. Умение технически легко воспроизводить ноты не тождественно талантливости исполнения музыки. Так и технический навык быстрого чтения не является показателем способности творческого чтения. Творческое чтение – «заражение» читателя всем тем, что прочувствовал, пережил, продумал писатель, создавая свое произведение. Это внутренний заинтересованный диалог (!) читателя и создателя произведения. Приятная для читателя иллюзия самооткрытия истины, найденной в художественном произведении, помогающая осознавать себя в реальном мире, возникает благодаря переживанию при отношении к герою (к образу) как к «живому лицу», что не мешает знать, что Катюшу Маслову (такую, какая она в романе) создал Л.Н. Толстой. Для художественно грамотного читателя эта особенность восприятия не снижает общий эстетический эффект чтения, не усиливает педагогическую его действенность. Искусство способно максимально мобилизовывать нашу наблюдательность, зоркость, зримость, видение, слух, чувство интонации. Несмотря на иллюзию отношения к жизни художественных образов как к подлинной реальности, мы знаем, что эта «реальность» «создана» художником. Участвуя в ней, мы переживаем состояние очищения (катарсиса). От нас не требуется немедленного практического вмешательства в жизнь. Наше участие ~ идеально. Но именно этот идеальный процесс и формирует в читателе те жизненные идеалы, установки, которые способны повлиять на реальное поведение в будущем. |